Интеграция в транспортную сеть Восточной Европы: проблемы и перспективы

24 июля, в конференц-зале ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» прошла дискуссия по вопросам экологических и экономических аспектов развития украинской части дельты Дуная в контексте ее интеграции в транспортную сеть Восточной Европы. Такая попытка предпринималась еще 5 марта этого года, когда на заседании транспортной панели восточного партнерства этот вопрос был вынесен на обсуждение. Наши румынские соседи заявили, что украинский ГСХ на Дунае не соответствует требованиям международной конвенции Эспо (конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписана 25 февраля 1991 г.). Как следствие, для решения спорного вопроса были привлечены независимые европейские эксперты компании «Transporto & Territorio» (Италия), уполномоченные  Генеральным директоратом по мобильности и транспорту Европейской комиссии провести исследование канала Быстрое. Целью этого исследования является оценка состояния канала Быстрое с точки зрения воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности инфраструктуры.

От украинской стороны в дискуссии выступили специалисты Министерства экологии и природных ресурсов, Министерства инфраструктуры, ГП «Администрация морских портов Украины» и «Дельта-лоцман», ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», ГП «Измаильский морской торговый порт», измаильского филиала ГП «АМПУ», Дунайской гидрометобсерватории, измаильского горсовета. В качестве наблюдателя на встрече присутствовал первый заместитель председателя Дунайской комиссии П.С. Суворов. Первая часть встречи, посвященная судоходству по гирлу Быстрое и перспективам включения украинского глубоководного судового хода в европейскую сеть, прошла накануне в Вилково, где гости – старшие эксперты в области экономики транспорта и грузоперевозок Энрико Пастори и Виктор Симончик – ознакомились с украинской частью дельты Дуная.

С приветственным словом к участникам встречи обратился заместитель председателя Правления ЧАО «УДП» по эксплуатации флота В.В. Запорожан. Владимир Владимирович рассказал о деятельности пароходства, составе флота, а также отметил, что интеграция украинского судового хода в общую транспортную сеть Восточной Европы очень важна для судоходства и экономики Придунайского региона. Он пожелал специалистам, собравшимся в этот день за «круглым столом», обсудить накопившиеся вопросы и прийти к взаимовыгодному решению.

Вела встречу заместитель директора – начальник отдела европейской интеграции и технической помощи Департамента международного сотрудничества Мининфраструктуры Елена Александровна Проскура. Она рассказала, что в министерстве есть «дорожная карта» развития транспортной отрасли Украины, в которой значительное внимание уделяется и развитию судоходства на внутренних водных путях. Позиция же по поводу гирла Быстрое неизменна: работы по судовому ходу из Дуная в Черное море следует продолжать для интеграции в транспортную сеть Европы. Еще во время визита в дельту специалистов больше всего волновали вопросы охраны окружающей среды, поскольку включение украинской транспортной системы в общеевропейскую требует определенной инфраструктуры.

Представитель Украинского научно-исследовательского института экологических проблем Минприроды Марина Леонидовна Лунгу рассказала о работах по комплексному экологическому мониторингу окружающей среды при эксплуатации ГСХ «Дунай – Черное море», проводимых в дельте Дуная с 2004 года. За эти годы осуществлялись регулярные комплексные сезонные обследования, а также ряд специализированных исследований и наблюдений на территории Дунайского биосферного заповедника непосредственно в месте проведения дноуглубительных работ, собран большой объем фактического материала. Рассматривались такие вопросы, как возможное влияние на перераспределение стока по рукавам дельты, воздействие на места нереста рыб и места обитания птиц, возможное воздействие на повышение концентрации взвешенных веществ на морском побережье и  кумулятивный эффект на растительный и животный мир заповедника. В целом выводы исследований показали, что в основном работы по ГСХ «Дунай – Черное море» не изменили природных тенденций развития дельты. Работы, которые ведутся на морском подходном канале для поддержания транспортных характеристик, могут оказать локальные воздействия только в гирле Быстрое. По результатам десятилетних наблюдений не было зафиксировано превышения прогнозных воздействий на окружающую среду, в том числе и в трансграничном аспекте.

Директор Дунайской гидрометобсерватории В.Н. Морозов подтвердил, что анализ результатов гидрохимического мониторинга, выполненного Дунайской ГМО в период реализации проекта восстановления и эксплуатации ГСХ «Дунай – Черное море», свидетельствует об отсутствии тенденции ухудшения качества воды на украинско-румынском участке Дуная и в водотоках системы Килийского рукава. Он также рассказал, что результаты многолетних исследований гидрологических процессов обобщены в монографии «Гидрология дельты Дуная» (2004 г.), подготовленной Дунайской гидрометобсерваторией совместно с географическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова под редакцией профессора В.Н. Михайлова. В связи с восстановлением и началом эксплуатации глубоководного судового хода «Дунай – Черное море», одной из основных задач на современном этапе исследований устьевой области Дуная является объективная оценка трансграничного влияния водохозяйственной деятельности на гидрологический и гидрохимический режим дельты и прибрежной зоны моря.

Первый заместитель председателя Дунайской комиссии П.С. Суворов выступил с докладом о тенденциях судоходства на внутренних водных путях Европы, роли гирла Быстрое в общем балансе дунайского судоходства. Если сравнивать объемы перевозок по Дунаю и по Рейну, дунайское судоходство составляет менее восьми процентов в системе внутренних водных путей Европы.

– Сегодня, отметил Петр Семенович, в дунайском судоходстве есть две взаимосвязанных проблемы. Первая – падение собственного промышленного производства. И как следствие – необходимость имплементации судового хода в Черное море, которая могла бы помочь в решении первой проблемы. Дунайское судоходство требует прилива пассажиропотока, судозаходов из других экономических пространств, в первую очередь с Черного моря через канальное сообщение и развитую инфраструктуру. Рынок Черного моря очень большой: это металл, сельхозпродукция и многое другое. Дунай, подчеркнул Петр Семенович, имеет большое влияние на экономику и жизнеспособность стран – членов Дунайской комиссии.

Европейских экспертов весьма заботили вопросы охраны окружающей среды, влияние работ по дноуглублению на гидрохимический состав воды, животный мир, распределение стока по рукавам. Положительно они оценили тот факт, что существует немало совместных украинско-румынских проектов в области водного хозяйства в трансграничных водах, в том числе по гидрометеорологии. Специалисты международной организации выразили желание получить всю имеющуюся у украинских специалистов документацию по исследованиям в дельте Дуная, а также проанализировать график движения судов и тарифную политику, прогнозы по судоходству.

Начальник филиала «Дельта-лоцман» ГП «АМПУ» А.Г. Голодницкий подчеркнул, что данные ежегодного мониторинга дельты говорят об отсутствии негативного влияния на окружающую среду. У румынской стороны нет официальных претензий к этим данным. На совместной встрече 5 марта этого года делегация наших соседей констатировала, что, принимая во внимание достижение Украиной характеристик фазы I проекта как свершившийся факт, целесообразно перейти к процедуре послепроектного анализа, что сейчас и осуществляется в виде комплексного экологического мониторинга.

Заместитель городского головы Р.А. Абашев отметил, что Украинское Дунайское пароходство и Измаильский порт – градообразующие предприятия, и их стабильная работа обеспечивает значительные финансовые поступления в городской бюджет и сохранение рабочих мест. Реализация проекта ГСХ «Дунай – Черное море» благотворно отразится на развитии города, поэтому городская власть, со своей стороны, готова поддержать любые инициативы по его реализации.

В завершение дискуссии начальник отдела европейской интеграции и технической помощи Департамента международного сотрудничества Мининфраструктуры Е.А. Проскура отметила, что эксперты получили исчерпывающие ответы на вопросы, и по результатам двухдневных переговоров будет подготовлено резюме для того, чтобы наметить дальнейшие шаги по совместной работе украинской и европейской сторон. Она выразила надежду, что решение европейской комиссии будет позитивным для украинской стороны, и это принесет выгоду как Украине, так и европейскому сообществу.