ПЕРЕВОЗКИ ПО ДНЕПРУ: ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ, КРОМЕ ЖЕЛАНИЯ

На прошлой неделе пароходство посетил директор ГП «Администрация речных портов» Сергей Иванович Бомчак. Цель встречи с руководством УДП – рассмотреть перспективы возможного сотрудничества в области грузоперевозок по Днепру. От УДП в беседе участвовали председатель Правления ЧАО «УДП» Д.А. Баринов, заместители председателя Правления по эксплуатации флота и по техническим вопросам В.В. Запорожан и А.С. Гармаш.

Насколько реальны подобные перевозки для пароходства? По просьбе «Дунайца» своим мнением по этому вопросу поделился зам. председателя Правления Владимир Владимирович Запорожан.

К оценке потенциала Днепра – крупнейшей внутренней транспортной артерии Украины, равно как и Южного Буга, считаю, надо подходить с пониманием нынешних реалий, рыночного характера экономики, серьезной оценки грузовой базы, которая может тяготеть к перевозкам по внутренним водным путям, глубокого профессионального сопоставления логистики таких перевозок с перевозками другими видами транспорта...

Также немаловажны желания и возможности грузодателей изменить уже сложившиеся и отработанные годами логистические схемы на новые днепровско-бугские. На мой взгляд, объективная оценка указанных обстоятельств даже более важна, чем решение тех или иных гидронавигационных проблем Днепра (перекаты, шлюзы и т.д.).

Считаю, толчком к развитию перевозок на Днепре должна стать именно экономика, т.е. удобство и выгода для грузодателя использовать именно эту транспортную артерию.

Пример «Нибулона», который у многих на устах, это не пример из области свободного рынка транспортных услуг, скорее, это пример транспортного цеха крупного зернотрейдера, для которого флот и перевозки по внутренним водным путям – это одно из звеньев его производственной цепи, расходы по которой входят в себестоимость конечной продукции. Это никоим образом не напоминает те условия, в которых работает, например, УДП на Дунае: УДП – судовладелец с собственным флотом, наряду с ним имеются грузодатели/фрахтователи со своими грузами, взаимоотношения сторон регулируются договорами, а стоимость перевозок находится в прямой зависимости от реальной, причем постоянно меняющейся, ситуации на фрахтовом рынке. При этом каждая из сторон борется за свою себестоимость и прибыль самостоятельно.

Еще один вопрос: готово ли пароходство, есть ли у него желание и возможности прийти со своим флотом на Днепр ? Ответ на поверхности: технически на данный момент не готово, хотя желание имеется. Возможность реализации этих желаний опять же лежит в области экономики, а именно: наличие крупных инвесторов, готовых вложиться в приведение части дунайского флота к днепровским стандартам (другой класс Регистра, соответственно понадобится внесение определенных конструктивных изменений в суда), обеспечить перегон этого флота на Днепр, сформировать стабильную и достаточную грузовую базу, совместно с пароходством использовать флот для ее освоения, с обоюдной прибылью на итоге.

Имея определенный (негативный, к сожалению) опыт в вопросах поиска инвесторов для переоборудования и реновации пассажирских судов УДП, могу откровенно сказать, что слабо верю в то, что сегодня такое стечение обстоятельств быстро реализуемо. Но УДП готово включаться в работу по плану, обсужденному с руководителем АРПУ.