ПЛЫВЕМ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Так охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в пароходстве на начало 2016 года, заместитель председателя Правления ЧАО «УДП» по эксплуатации флота Владимир Владимирович ЗАПОРОЖАН.

Начало 2016-го стало продолжением проблем второго полугодия 2015 года, а именно более чем полугодового мелководья на всем протяжении Дуная, – отмечает Владимир Владимирович. – Кроме того, отрицательным фактором стал неурожай зерновых из-за засухи в придунайских странах – традиционных экспортерах зерна (Болгария, Венгрия, Сербия, Румыния), что привело к резкому снижению объема отгрузки зерновых в сравнении со вторым полугодием 2014-го и первым полугодием 2015 года. Снижение объемов перевозок привело к демпинговым тенденциям на дунайском фрахтовом рынке, удержание ставок фрахта на уровнях первого полугодия-2015 было крайне сложным и не всегда давало результат.

Упомянутые мною факторы – мелководье, слабый зерновой сезон, снижение ставок фрахта – значительно притормозили тот темп, который был набран судоходной компанией во втором полугодии 2014-го и первом полугодии 2015 года. Иносказательно говоря, в 2016 год мы вошли в режиме торможения с теми же проблемами: зерна как не было, так и нет, мелководье сменилось наводнением, но все равно простоем по навигационным причинам (и только сейчас уровни нормализовались), падением уровня рынка.

Кроме того, с глубоким сожалением нужно отметить, что на деятельность пароходства влияет еще один фактор – политическая ситуация в стране. Не секрет, что порт Измаил был транзитной точкой для российских грузов, сегодня по транзиту есть проблемы – российские грузы переориентируются на другие логистические схемы, в частности через порт Констанца. В итоге на сегодняшний день мы имеем нестабильную грузовую базу, не подкрепленную долгосрочными договорами.

Вместе с тем, как положительный момент, отмечу низкие цены на топливо, темп снижения которых, к счастью, был более интенсивным, чем снижение фрахтовых ставок.

Несмотря на все «негаразды», руководству пароходства удалось изыскать финансовый ресурс для своевременной оплаты налогов, выплаты зарплаты, премии за второй квартал 2015 года, выслуги лет за прошлый год, не допущено роста кредиторской задолженности по поставщикам, найдено решение более чем 25-летней истории по закупке бербоутного флота и идти в графике выполнения скорректированных финансовых обязательств.

В течение многих лет пароходство не может решить вопрос дискриминации флота под украинским флагом, запрещающий УДП участвовать в погрузочно-разгрузочных операциях в румынских портах. Понимая те реалии, в которых мы находимся, а также необходимость расширения возможностей речного флота компании, руководством УДП принято решение по рефлагированию части флота, находящегося в нашем оперировании, под флаг одной из стран Евросоюза. Принципиальное согласие Министерства инфраструктуры по этому вопросу получено, мы приступили к технической реализации данного намерения. Это не будет быстро, займет, по нашим оценкам, несколько месяцев, но это необходимо и будет сделано. Упомянутая необходимость в первую очередь вытекает из того, что смена флага снимает ограничения на работу из Констанцы и других румынских портов, что должно увеличить объемы отгрузки грузов вверх по Дунаю, а это в настоящее время является важным ввиду оттока из Измаила российского транзита и «бедного» украинского экспорта.

Образно говоря, я бы охарактеризовал нынешнее положение в пароходстве как плавание против течения. Если пловец слабый – его будет сносить вниз, если средний – он будет топтаться на месте, если все-таки сильный, при этом чувствует и имеет поддержку, то, хотя и медленно, он все-таки будет плыть даже против течения. С учетом того, что нашу судоходную компанию течением не сносит, считаю, что она, как минимум, не слабый в сложившейся ситуации игрок.